Финнаучпросвет

Ассоциация «Сообщество финансистов по продвижению
научно-просветительских инициатив»

Алгоритмы для школьников

Представленный алгоритм принятия решений школьниками о будущей трудовой деятельности и способах получения (максимизации – если есть такая цель) доходов основывается на экспертных оценках отдельных параметров каждого сценария, приведенных ниже в таблице.

Положительная оценка свидетельствует о благоприятных последствиях отдельного критерия для каждого сценария, отрицательная оценка свидетельствует о неблагоприятных последствиях. При этом характеристикой каждого сценария является сумма оценок всех критериев, которая показывает приоритетность конкретного сценария по сравнению с остальными.

Критерии оценки Сценарии
СУЗы (1-й сценарий) ВУЗы (2-й сценарий) Работа без обучения или кр/сроч курсы (3-й сценарий) Предпринимательство (без обучения) (4-й сценарий)
Наличие текущего дохода 0 -3 3 1
Доступность реализации сценария 2 1 3 0
Вероятность негативных последствий от выбора "не своей" профессии -1 -3 0 0
Возможности роста дохода в будущем 1 3 0 2
Риски потери имущества/части имущества 0 0 0 -3
Возможность карьерного роста 1 3 0 1
Вероятность отсутствия социальных гарантий от работодателя 0 0 -2 -3
Построение карьеры эксперта/новатора 2 3 0 3
Долгосрочное сохранение низкой квалификации и некомпетентности -1 -1 -3 -1
Быстрая переориентация на инновац. направления и отрасли 2 3 0 3
Постепенный уход профессии/специальности, замена ИИ -3 -1 -3 -1
ИТОГО баллов приоритетности сценария 3 5 -2 2

По итогам экспертных оценок самым приоритетным является второй сценарий, ориентирующий школьника на получение высшего образования. Данный сценарий не предполагает текущего дохода, однако обеспечивает максимальный его уровень в перспективе 10-15 лет по сравнению с остальными сценариями при условии преодоления следующих проблем:

- поступить в ВУЗ относительно сложно, в связи с чем необходимо серьезно готовиться уже в школе;

- уже в школе необходимо определить, какая из профессий наиболее интересна в принципе, без принятия во внимание величины перспективного дохода и будущей карьеры, для чего целесообразно заранее задумываться об этом, знакомиться с действующими профессиями, а также посещать профориентационные мероприятия и проходить необходимые тестирования;

- после выбора профессии целесообразно выстроить для себя оптимальный алгоритм ее получения, касающийся определения ВУЗа, формы обучения, планирования наиболее благоприятных условий для отличной учебы в ВУЗе с прицелом на соответствие требованиям работодателей по выбранной отрасли;

- отслеживание новостей о выбранной специальности, поддержание уверенности в осуществлении правильного выбора, соответствующего всем своим предпочтениям, при появлении сомнений возврат на два шага назад к новому выбору и определению приоритетов, что в школьном возрасте не представляет опасности, и даже наоборот, избавит от ущерба и потрясений в будущем.

Следующим по приоритетности сценарием является сценарий поступления в средние специальные учебные заведения, представленный в таблице в столбце номер один. Его отличие от предыдущего сценария состоят в меньших рисках непоступления, неправильного выбора специальности (переучиться будет менее затратно), в большем доходе в ближайшие пять лет и меньшем в долгосрочной перспективе, как и небольших шансах на карьерный рост. Однако уровень перенапряжения и нервных потрясений на работе при выборе данного сценария будет заметно ниже, чем в предыдущем, что обеспечит здоровье и долголетие при условии отсутствия вредных привычек. Сценарий вполне может подойти ребятам, с детства интересующимся определенной рабочей специальностью, стремящихся к достижению максимальной стабильности, не склонных к отличной учебе, в особенности из-за безразличия к отдельным предметам.

При этом риск непоступления также преодолевается усиленной подготовкой и сосредоточению основных сил на учебе в школе.

На третьем месте по приоритетности эксперты выделяют четвертый сценарий, характерный для ребят, уже в школе сконцентрировавших усилия на возможности получения собственных доходов не в перспективе, а «здесь и сейчас». Это самый рискованный сценарий, выбрав который школьник рискует остаться без специальности и потерять часть имущества семьи. Вероятность положительных последствий от выбора данного сценария близка к нулю, а осуществление его школьником возможно только при наличии у него особого таланта в очень узкой сфере деятельности (например, ребенок играет в шахматы на гроссмейстерском уровне, является лауреатом международного конкурса музыки и т.п.) Для подавляющего большинства детей с высокой степенью вероятности последствия выбора данного сценария будут негативными, не только для школьника, но и, возможно, для всех членов его семьи.

Особо следует отметить разрушающую роль пропаганды среди школьников предпринимательства под видом финансовой грамотности, как отголоска эпохи 90-х годов прошлого века, представителями подготовительных факультетов ряда учебных заведений, стремящихся таким образом увеличить количество абитуриентов по контракту. Данные мероприятия представляют дезориентирующую и несоответствующую действительности информацию детям, которые усвоив ее, ставят перед собой иллюзорные цели, в ходе достижения которых падает успеваемость, исчезает крайне необходимое время на спорт, ухудшается психическое здоровье, и, как следствие, до нуля снижаются перспективы будущих доходов.

Четвертое место занимает третий сценарий, который по баллам самый неблагоприятный, но отличие его от предыдущего состоит лишь в полном отсутствии шансов ребят на увеличение доходов в перспективе, карьерного роста, приобретения статуса эксперта. В предыдущем сценарии было исключение, в настоящем его нет. Время ребят, уделенное работе вместо учебы – будет потерянным временем, и восполнить его в будущем будет крайне сложно, а чаще всего - невозможно.