Финнаучпросвет

Ассоциация «Сообщество финансистов по продвижению
научно-просветительских инициатив»

Личный кабинет

Войти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить

Концепция программы повышения финансовой грамотности школьников старших классов и учащихся учреждений среднего профессионального образования в Санкт-Петербурге


Введение

В 2011 году в России стартовала долгосрочная Программа повышения финансовой грамотности российских граждан. Значимость реализации данной программы обусловлена объективной необходимостью укрепления стабильности финансовых рынков и повышения уровня благосостояния граждан через резкое возрастание активности и эффективности их инвестиционного поведения на данных рынках. В Санкт-Петербурге за последние годы немало сделано для продвижения финансовой грамотности населения. Однако в этом вопросе необходимо использовать комплексный подход, который бы обеспечил масштабность и перспективность в решении задачи повышения финансовой грамотности населения города, начиная с навыков планирования бюджета домохозяйств, до умения оценивать и принимать обоснованные решения по выбору финансовых продуктов и услуг на различных финансовых рынках.

1. Ценностный статус и стратегическая роль обучения населения финансовой грамотности в современных условиях

Развитие финансовой системы и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг ставят перед гражданами задачи, к решению которых они часто не готовы. Отсутствие знаний в сфере финансов, навыков планирования бюджета домохозяйств и способности принятия обоснованных решений по использованию финансовых продуктов и услуг, на фоне их агрессивного продвижения на рынке ведут к возникновению рисков, несущих проблемы национального масштаба. Рост финансовой грамотности приводит к снижению рисков излишней личной задолженности граждан по потребительским кредитам, сокращению рисков мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка и т. д.

На сегодняшний день по-прежнему большинство россиян получают теоретические знания в области финансов самостоятельно, а опыт приобретают на собственных ошибках. Решить проблемы в области повышения уровня финансовой грамотности населения возможно посредством разработки и реализации специализированных целевых программ, способных заложить основы экономической и инвестиционной культуры и создать стереотипы эффективного финансового поведения у представителей различных рыночных сегментов.

Таким образом, обучение населения финансовой грамотности, можно выделить среди необходимых стратегических мер, призванных не только обеспечить устойчивость финансового благосостояния и финансовой безопасности граждан, но также способствовать активному развитию цивилизованных финансовых рынков и обеспечению стабильности финансовой системы России.

2. Целевая аудитория программы повышения финансовой грамотности населения

В 2013 году в некоторых российских школах появился новый предмет - «Финансовая грамотность». Пилотный проект по инициативе Министерства финансов прошел свою апробацию в пяти регионах России. К 2018 году новый предмет может быть включен в общеобразовательную программу и рекомендован для школьников всех возрастов — с 1-го по 11-й класс. В этой связи, целевой аудиторией предлагаемой программы повышения финансовой грамотности выступают школьники старших классов и учащиеся учреждений среднего профессионального образования (далее - СПО). Выбор данного сегмента населения обусловлен объективными причинами. Во-первых, именно подрастающие граждане будут будущими потребителями, определяющими уровень активности населения в сфере использования финансовых продуктов и инструментов. Соответственно, заранее подготовленные дееспособные и грамотные представители домашних хозяйств в финансовой системе России смогут на качественно более высоком уровне формировать персональные бюджеты, более эффективно использовать предложения финансовых институтов, а также осознавать степень собственной ответственности при принятии решении и исполнении своих обязательств.

Во-вторых, как показывает педагогическая практика и опыт других стран, наиболее восприимчивыми, активными и результативными в потреблении образовательных услуг по финансовой грамотности могут стать школьники старших классов и учащиеся учреждений среднего профессионального образования.

В-третьих, данная целевая аудитория является самым активным пользователем информационных ресурсов интернет и современных информационных продуктов. Знания в области возможностей использования инновационных предложений финансово-кредитных институтов, а также обеспечения безопасности при совершении расчетных операций в виртуальном пространстве наиболее актуальны именно для данной группы населения.

Образование школьников старших классов и учащихся среднего профессионального образования в части финансовой грамотности является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе, создающее условия для успешности каждого ребенка, независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей

3. Цели и задачи программы повышения финансовой грамотности школьников


Цели

  1. Формировать поколение способное эффективно управлять личными финансами, на основе учета расходов и доходов домохозяйства и осуществления краткосрочного и долгосрочного финансового планирования;
  2. Расширить возможности семей на основе использования современных финансовых услуг и продуктов.
  3. Обеспечить формирование системы знаний об ответственности и обязанностях гражданина в области персональных финансов.
  4. Способствовать стабилизации финансовой системы за счет увеличения доли финансово грамотного населения страны.


Задачи

  • Обеспечить освоение школьниками знаний и умений в области индивидуального планирования и бюджетирования персональных финансов.
  • Способствовать оптимизации соотношения между сбережениями и потреблением в домохозяйствах;
  • Научить школьников разбираться в особенностях различных финансовых продуктов и услуг, принимать обоснованные финансовые решения и осознанно нести ответственность за подобные решения;
  • Предоставить возможность компетентно планировать и осуществлять пенсионные накопления в будущем;
  • Способствовать расширению возможностей защиты населением своих прав в качестве потребителя финансовых продуктов и услуг и в качестве инвестора;
  • Создать у школьников систему практических знаний, защищающих их от массовых ошибок на финансовых рынках;
  • Повысить осведомленность школьников о состоянии финансовых рынков и возможностях повышения благосостояния за счет инвестирования на данных рынках, а также финансовых рисках и методах их снижения;


4. Авторы программы

Масштабность задачи повышения финансовой грамотности населения предполагает участие в этом процессе большого числа заинтересованных субъектов, том числе высших учебных заведений, способных внести серьезный профессиональный вклад в развитие данного процесса в рамках различных инициатив и обучающих программ.

Одной из таких программ является программа развития финансовой грамотности населения среди школьников старших классов и учащихся СПО инициированная и подготовленная профессорско-преподавательским составом Санкт-Петербургского государственного экономического университета. В новом университете, объединенном на базе трех крупнейших экономических вузов города, сегодня сконцентрирован мощный потенциал ведущих ученых и преподавателей, которые могут обеспечить нестандартное решение поставленной проблемы повышения финансовой грамотности населения.

В университете осуществляется подготовка студентов более чем по сорока финансовым дисциплинам. Преподавателями опубликовано множество учебников, учебных пособий по финансовым дисциплинам, читаемым студентам вуза, а также ряд популярных брошюр и статей, посвященных вопросам финансовой грамотности.
На базе финансово-экономического отделения факультета экономики и финансов института экономики с участием института довузовской подготовки и профориентации университета в инициативном порядке сформировалась рабочая группа преподавателей, которые разработали факультативный курс «Основы финансовой грамотности» для школьников старших классов и студентов СПО».

5. Содержание курса "Основы финансовой грамотности"

Учебный план факультативного курса для старшеклассников

Курс предназначен для формирования финансовой грамотности старшеклассников на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде; ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Тема 1. Бюджет семьи

Откуда берутся деньги в семье и куда они тратятся. Основы формирования семейного бюджета. Навыки личного финансового планирования и поведения. Финансовая безопасность, способы предотвращения сомнительных трат. Интернет-покупки, их «подводные камни».

Тема 2. Бюджет государства и налоги

Что такое бюджет государства. Какие существуют налоги и сборы. Зачем платить налоги. Налоговые льготы. Обязанность и ответственность налогоплательщиков. Информационные ресурсы Федеральной налоговой службы России.

Тема 3. Риски и страхование

Что такое риски и как можно их снизить. Страхование имущества. Личное страхование. Страховые продукты. Для чего необходимо пенсионное, медицинское и социальное страхование граждан.

Тема 4. Банки и мы: взаимовыгодное сотрудничество

Банковские продукты и зачем они нужны. Что необходимо знать о банковских картах: виды, возможности. Меры предосторожности при использовании банковских карт. Что такое банковский депозит и его виды. Что такое банковский кредит и его виды. Ответственность заемщика и поручителя. На что должен обратить внимание клиент банка.

Тема 5. Персональная инвестиционная стратегия

Как можно зарабатывать, сберегать и тратить. Что такое инвестиции в собственное развитие. Финансовые институты и их продукты. Что такое ценные бумаги и их виды. Что такое иностранная валюта и когда она нужна.

Виды занятий

Программа адаптирована к возрастным особенностям учащихся, предлагает различные виды образовательной деятельности и ориентирована на формирование и практическое применение усвоенных знаний и навыков. В рамках программы обучения школьников предусмотрено проведение аудиторных занятий, которые включают в себя теоретический материал в адаптированной для целевой аудитории форме. Все занятия проводятся в интерактивной форме с применением ролевых игр, ситуационного моделирования с многовариантным решением и т.п.
Модель обучения по программе предусматривает привлечение партнерских организаций и компаний СПбГЭУ, представляющих государственные и бизнес-структуры, банковские и финансовые организации, которые объединяют усилия и ресурсы в целях эффективной и результативной подготовки подрастающего поколения к успешной деятельности в сложных и динамичных условиях современной экономики. В связи с чем, в рамках программы предусмотрены выездные занятия - экскурсии в музеи финансово-кредитных организаций Санкт-Петербурга (ЦБ РФ, Сбербанка, ФНС России и др.).

Учебно-методическое обеспечение

В целях более эффективного усвоения материала для обучающихся на факультативе подготовлены учебные пособия в форме презентаций по темам аудиторных занятий, а также дополнительный раздаточный материал, в котором детально рассматриваются все темы курса (практические примеры, тесты для самопроверки, наглядные иллюстрации, справочные материалы и т.д.).

По мере продвижения программы в 2015 году планируется издание учебной литературы (учебные пособия, азбуки, хрестоматии, учебники).
Итоговое тестирование

В программе обучения предусмотрено промежуточное и итоговое тестирование обучающихся по темам курса в целях выявления трудных для восприятия тем и дальнейшего совершенствования программы, направленного на формирование финансовой грамотности школьников.

6. Стратегия продвижения программы

Осенью 2014 года планируется в качестве эксперимента провести занятия в 10-15 школах города, с которым Университет имеет давние и успешные связи, а также организовать учебу на университетском факультете СПО. Всего факультатив будет проведен не менее чем для 300 школьников и учащихся СПО.
Результаты тестирования школьников по завершении курса будут проанализированы, и на этой основе разработаны предложения по совершенствованию курса «Основы финансовой грамотности».

В качестве развития и массовой реализации мероприятий по повышению финансовой грамотности населения Санкт-Петербурга в 2015 году предлагается провести обучение педагогов школ. Это - «волновой» принцип обучения, так называемый подход «научи учителя». Для этого мы – педагоги высшей школы, будем готовы обучать большое количество учителей Санкт-Петербурга курсу «Основы финансовой грамотности. Методика преподавания курса для школьников» в объеме 72 академических часов. При этом каждый учитель – слушатель курсов и сам получит комплекс знаний по финансовой грамотности. По завершении учебы в случае успешной аттестации, кроме того, слушателям вручат удостоверение государственного образца о повышении квалификации

Принципиальное отличие предлагаемой программы от иных программ, получивших развитие в России, заключается в том, что разработчики инициируют и продвигают уникальный факультативный курс, в основе которого содержится:

  1. Качественно новая методика преподавания, адаптированная для школьников старших классов и учащихся СПО;
  2. Программа повышения квалификации для педагогов, в рамках которой проходит освоение методики преподавания факультативного курса;
  3. Комплекс возможной к изданию печатной продукции и учебно-методических материалов;
  4. Информационная и методическая поддержка школ, реализующих программу.

Таким образом, в Санкт-Петербурге в массовом масштабе сформируется новое направление в финансовой подготовке подрастающего поколения (в общем и среднем образовании). В перспективе факультативный курс «Основы финансовой грамотности» может стать обязательной дисциплиной в общем и среднем образовании.

7. Ожидаемые результаты и эффекты реализации программы

  1. Углубление и повышение качества знаний у школьников в области управления персональными финансами.
  2. Повышение эффективности и снижение рисков использования финансовых ресурсов домашних хозяйств.
  3. Формирование потенциального спроса на финансовые продукты.
  4. Удовлетворение спроса целевой аудитории на адаптированную учебную литературу.

Основной результат реализации проекта – активное содействие и вклад в формирование широкого класса потребителей услуг и продуктов финансового рынка, который, в свою очередь, будет способствовать инвестиционному росту в Санкт-Петербурге и России.

Составители концепции

  1. Шубаева Вероника Георгиевна, декан факультета экономики и финансов СПбГЭУ, д-р экон. наук, профессор.
  2. Загородняя Анна Васильевна, директор Института довузовской подготовки и профориентации, д-р экон. наук, профессор.
  3. Иванова Наталия Георгиевна, заведующая кафедрой государственных и муниципальных финансов СПбГЭУ, д-р экон. наук, профессор.
  4. Евстафьева Ирина Юрьевна, доцент кафедры корпоративных финансов и оценки бизнеса СПбГЭУ, канд. экон. наук, доцент.
  5. Фирсов Дмитрий Александрович, канд. экон. наук, соискатель степени д-ра экон. наук кафедры государственных и муниципальных финансов СПбГЭУ.
Top of Page